Если сравнить металлические и деревянные конструкции, то известно, что при одинаковых геометрических параметрах прочность первых будет намного выше. Однако металл обладает рядом недостатков, которые ограничивают его применение в строительстве и производстве мебели: большая масса, например, дороговизна, высокая теплопроводность.
В итоге неизменной популярностью пользуется материал из дерева, отличающийся по каким-то причинам повышенной прочностью и гибкостью, например: фанера 1,2 мм, 1,5 мм, 1,6 мм.
Авиационная фанера
Материал этот получают путем прессования с клеем тонких листов натурального дерева – шпона. Как правило, толщина самого шпона колеблется от 3 мм до 4 мм, то, есть, готовый лист должен быть еще толще. В противном случае материал окажется слишком непрочным.
Для БП применяют шпон в 0,5 и 0,55 мм. Однако здесь многое зависит от характера клеящего состава и метода расположения листов древесины.
Известно, что структура древесного волокна относительно упорядочена вдоль ствола. Если укладывать листы древесины таким образом, чтобы направление волокон было перпендикулярным, прочность полученного композитного материала будет намного выше, так как волокна образуют своеобразную структурную решетку.
Шпон склеивают бакелитовым спирторастворимым клеем. Предварительно листы пропитывают формальдегидными смолами при температуре в 270 С и давлении 6 атм.
По сути, такая технология соблюдается и при получении и ФК, и ФСФ, но используемые при их изготовлении клеи не сообщают материалу такую прочность и влагостойкость, как бакелитовый клей. Если авиационная фанера толщиной 1 мм, а также 1,2 мм, 1,5 мм, 1,6 мм активно используется в моделировании, то ФК с такими параметрами попросту не выпускается.
Различают два сорта БП:
- БП – шпон соединяется бакелитовой пленкой A или B типа;
- БС-1 – шпон до толщины 3 мм склеивают пленкой типа B, а если материал должен быть толще – 4 мм, то используется пленка типа A.
Листы БП могут иметь толщину в 1 мм, 1,2 мм, 1,5 мм, 1,6 мм – до 3 мм при весьма солидных размерах листа. Листы БС-1 – до 12 мм.
Можно найти материал еще болей тонкий – от 0,4 мм. Такой лист можно согнуть под углом в 180 градусов буквой П и на его прочностных характеристиках это не скажется.
Сортность материала
На прочность материала влияет также и сорность древесины. При изготовлении фанеры шпон используется разных сортов – от элитной до сорта 4. Понятно, что для тонкой авиационной фанеры используется сорт 1, причем все слои шпона относятся к категории сорт 1.
ФК как материал, где прочность не столь критична, а такой большой тонкости, как лист в 1 мм или 1,2 мм, добиваться нет нужды, сорт 1 может использоваться только для лицевого слоя, в то время как для нижней стороны используется сорт 3 или 4. Маркируется изделие как ФСФ 1/4. Это означает, что первосортный шпон использован для лицевого слоя, а сорт 4 – для нижнего. На фото – фанера 3 мм сорт 1.
Кроме того, в маркировке указывается сведения о шлифовке.
- НШ – нешлифованная.
- Ш1 – шлифованная с одной стороны.
- Ш2 – материал, шлифованный с двух сторон. Для моделирования необходимо именно этот вариант.
Технические характеристики
БП соединяет в себе уникальные свойства:
- прочность – можно даже сказать сверхпрочность;
- влагостойкость – вернее, водонепроницаемость, детали из БП могут использоваться под водой;
- гибкость – лист в 1 мм можно сгибать под углом в 180 градусов и больше;
- сопротивляемость агрессивной среде – изделия выдерживают как городской смог, так и тропический климат;
- изделия из БП 1 мм не гниют и не подвержены грибкам даже в условиях повышенной влажности.
Применение
Фанера ФК 1 мм ГОСТом не предусмотрена, так же как и 1,2 мм или 1, 5 мм. Ее минимальная толщина начинается с 3 мм. К самым востребованным относится параметр в 10–12 мм, пригодная для разнообразных подложек, в качестве отделочного материала и так далее.
- БП в 1мм или 1, 2 мм отличается минимальным весом и исключительной прочностью при таких параметрах. Именно этот вид фанеры использовался в авиастроении, пока не был заменен алюминиевыми сплавами. Сегодня БП в 1 мм является основным материалом авиамоделирования. Его способность выдерживать аэродинамические нагрузки превосходна.
- При этом материал отличается высокой влагостойкостью, так что стал «любимым» и в судомоделировании.
- Используется БП 1 мм и в мебелестроении – при изготовлении узлов, где наблюдается повышенная нагрузка.
- Архитектурные проекты зачастую также возводятся из фанеры в 1 мм: гибкость и тонкость листа позволяет воспроизводить в точности все архитектурные особенности будущего здания, но в миниатюре.
- Фанера 1,5 мм и в 1 мм применяется при изготовлении музыкальных инструментов. В этом случае подходит только «чистый» материал, а не композитный с пластиком, так как примесь последнего роковым образом сказывается на звучании.
Стоит отметить, что технология изготовления настоящей дельта-древесины, которая использовалась при авиастроении, утерян. Поэтому, например, снят с производства вертолет Ми-10 и ему подобные, где винты производились из этого материала.